Пресс-релизы

Добавлена новая статья "Продвижение китайских строительных услуг на внешний рынок: опыт создания интегрированных структур (холдингов)"

23.01.2013 г.

 

Продвижение китайских строительных услуг на внешний рынок: опыт создания интегрированных структур (холдингов)

 

МАЛЯРЕНКО А.В., младший научный сотрудник ОАО «НИИ Стройэкономика»,

 

Статья посвящена работе на международном строительном рынке китайских строительных компаний. На примере финансово-строительного холдинга CITIC описана деятельность крупной китайской строительной компании. В статье дается описание текущего состоянии и перспектив международного строительного рынка, а так же предлагаются шаги, направленные на применение зарубежного опыта в Беларуси.

The article is devoted to the work of Chinese construction companies on the international construction market. On the example of the financial and construction holding company CITIC the activities of a major Chinese construction company are described. The article describes the current status and prospects of international construction market. Steps to the application of foreign experience in Belarus are proposed.

 

Одна из главных тенденций последнего десятилетия на мировом строительном рынке - консолидации путем создания крупных фирм, предусматривающих оказание широкого спектра строительных услуг. В разрезе видов строительных услуг наибольший удельный вес по общему объему выручки приходится на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и строительство объектов топливного комплекса. Участие в таких проектах вызывает острую конкуренцию на международном строительном рынке. Учитывая перспективы роста этих отраслей, ведущие строительные холдинги начинают пересмотр стратегии своей деятельности в направлении укрепления позиций в сегменте возведения инженерной инфраструктуры и топливно-энергетическом строительстве.

Фактор качества, управленческие и технические возможности стран-экспортеров строительной продукции и услуг особенно важны при сооружении сложных комплексных объектов. В этой сфере позиции строительных компаний США и стран Евросоюза являются достаточно прочными, поскольку они обладают преимуществом в передовой строительной технологии и опыте организации строительства технически сложных объектов. Это касается, прежде всего, создания крупных энергосистем, установок контроля за состоянием воздушной и водной среды, туннелей и метрополитенов, проектирования и строительства энергоэффективных зданий с системами энергетического контроля, современных медицинских учреждений, применения компьютерной технологии в архитектурном и технологическом проектировании, проектировании сейсмостойких объектов. Однако позиции компаний старого и нового света активно теснят китайские компании. Согласно прогнозам Китай увеличит свою долю на мировом рынке строительной индустрии до 20% к 2020 году, что будет соответствовать 2,5 триллионам долларов [1].

На международном рынке строительных услуг, в основном, доминируют несколько крупных подрядчиков, их экспорт строительных услуг, обычно, связан с крупномасштабными проектами (таблица 1).

Крупнейшие строительные фирмы

 

 

 

Список крупнейших международных инженерно-строительных компаний в последние годы значительно пополнился представителями Китая. Стабильный рост внутреннего китайского рынка и активная экспансия на международный рынок привели к тому, что в 2011 году в Китайская компания China State Constr. Eng. Corp. Ltd. заняла 4-е место в списке крупнейших международных строительных компаний. Первые три места в этом списке уже несколько лет удерживают Hochtief AG (Германия), Skanska AB (Швеция) и Lend Lease Group (Австралия). В ближайшее время рейтинг вряд ли претерпит кардинальные изменения, даже несмотря на то, что рост темпов строительства и спроса на услуги инженерно-технических компаний растет не только на традиционных рынках, но и в менее развитых регионах (арабский мир, Восточная Европа) - в основном благодаря тому, что иностранные компании проникают на новые для себя рынки значительно быстрее, нежели на этих самых рынках развивают масштабы своей деятельности местные фирмы.

Другой рейтинг - крупнейшие строительные компании по объему выручки в 2011 году - недавно возглавили китайские компании. Три китайских подрядчика увеличили разрыв между основными традиционными игроками. Две главные железнодорожные подрядные компании КНР занимают верхние позиции, хотя и поменялись местами по сравнению с прошлым годом. Это фирмы China Railway Construction Corporation и China Railway Group. А компания China State Construction & Engineering «перепрыгнула» через известную французскую фирму Vinci, заняв третье место. [3]

Среди причин стремительного роста китайских строительных компаний - масштабная программа по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры в Китае, где рост экономики позволяет не только поддерживать темпы строительства внутри страны, но и активно выходить на зарубежные рынки, вытесняя с него конкурентов.

В условиях нестабильности на большинстве строительных рынках и усиления конкуренции, китайские компании наращивают свое присутствие в большинстве регионов мира и открывают для себя новые. В то время как китайские строительные компании активно осваивают зарубежные строительные рынки, внутренний рынок Китая остается для зарубежных компаний одним из наиболее закрытых. Модель экономически КНР дает преференции национальным компаниям, ставя на своем строительном рынке зарубежные компании зачастую в менее благоприятное положение. Такое положение дел на данном строительном рынке заставляет международные строительные компании искать контракты в других странах региона, где они могли бы избегать конкуренции с местными компаниями пользующимися национальными преференциями. Примером может быть Гонконг, где строительный рынок в настоящий момент характеризуется  более лояльными к зарубежным компаниям условиями.

За десять лет стремительного роста экономики в Китае сформировались мощные строительные холдинги, за которыми стоят как государственные банки, так и частный капитал. Достаточно сказать, что оборот одной из крупнейших китайских строительных корпораций China State Construction Engineering Corp., созданной в 1982 году, составляет 66 млрд. долларов в год. Основными направлениями китайского строительного экспорта в среднесрочной перспективе станет строительный рынок Африки (до 40% от всех контрактов на данном континенте приходится именно на китайские строительные холдинги), ближний Восток и Азиатско-тихоокеанский регион.

Китайские строительные компании, работающие за рубежом, получают серьезную поддержку своего правительства: им предоставляются льготные кредиты и налоговые льготы, что позволяет китайским строителям значительно снижать стоимость своих услуг. Выход китайских компаний на рынок девелопмента может существенно усилить конкуренцию на мировом рынке. Китайские строительные компании обладают уникальным опытом урбанизации больших территорий и имеют внушительную финансовую поддержку со стороны местных банков. Китайский опыт базируется на развитой законодательной базе и системе страхования инвестиционно-строительной деятельности. Важным условием успешного выполнения зарубежных контрактов явля­ется обеспечение страхования китайских строительных компаний от возможного риска, который при осуществлении таких операций очень велик и превышает возможности частных страховых агентств. Поэтому страхование осуществляется, как правило, государственными агентствами, предоставляющими одновременно и кредиты на строительство. Относительно дешевый труд, жесткая дисциплина, современные строительные технологии, кредитные линии от государственных банков под низкий процент для девелоперов становятся критериями успеха китайского роста в строительном бизнесе.

Примером китайского финансово-строительного холдинга может служить Компания CITIC. Эта компания известна в и нашей стране в связи с реализацией инвестиционных проектов по модернизации белорусских цементных заводов. Компания CITIC Сonstruction Co., Ltd. входит в состав крупнейшей китайской государственной корпорации CITIC Group.. В первые пятнадцать лет деятельность корпорации во многом носила экспериментальный характер, и ее опыт широко использовался в проведении политики реформ и открытости. Находясь в непосредственном подчинении Госсовету КНР, корпорация успешно работает в финансово-инвестиционной, торгово-коммерческой и производственной сферах как в Китае, так и во многих других странах. В ее состав входят два коммерческих банка, чьи головные офисы находятся в Пекине и Гонконге, свыше пятидесяти дочерних компаний и филиалов в Китае и одиннадцать компаний и представительств за рубежом, а также семь листинговых компаний на Нью-Йоркской, Гонконгской и Австралийской фондовых биржах. Общее число работников корпорации во всем мире - более 70 тыс. человек.

Кроме того, в состав корпорации входит 44 дочерних компаний и банков, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность, как в Китае, так и за рубежом (в США, Канаде, Австралии и т.д.). Компания CITIC представляет собой сервисный холдинг, объединение строительных компаний, принадлежащих крупным финансовым группам и предназначенные исключительно для обслуживания интересов материнской (управляющей) группы в части обеспечения строительно-монтажными услугами и услугами по управлению реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Основными направлениями деятельности компаний корпорации являются: финансовая деятельность (более 80% от всех операций корпорации составляют банковские, страховые, инвестиционные операции), недвижимость и строительство, освоение природных ресурсов, информационные технологии, промышленность, торговля и услуги. Большинство дочерних компаний корпорации полностью принадлежит CITIC Group, а соответственно являются полностью государственными. 7 компаний корпорации являются акционерными обществами и прошли регистрацию на китайских и международных биржах (в Гонконге, Нью-Йорке и пр.). Контрольный или крупнейший пакет акций акционерных дочерних компаний находится у CITIC Group.

CITIC Group заинтересована во взаимном сотрудничестве своих дочерних компаний, поскольку полученная от сотрудничества прибыль, сохраняется в рамках корпорации. При этом корпорация предоставляет дочерним компаниям полную свободу при выборе партнеров. Поэтому дочерние компании, как правило, сотрудничают друг с другом лишь при отсутствии других более выгодных возможностей. Дочерние компании CITIC Group, являющиеся акционерными обществами, предпочитают сотрудничество с компаниями других холдингов. В соответствии с Законом КНР о ценных бумагах акционерные общества обязаны публично объявлять о своей деятельности и отчитываться перед собранием акционеров, которое не приветствует взаимное сотрудничество дочерних компаний одной корпорации во избежание проведения «серых» сделок. Однако если проект взаимовыгоден, то акционерные дочерние компании устанавливают партнерские отношения с другими дочерними компаниями корпорации.

В целях стимулирования руководства и работников компаний, корпорация утверждает размер годовых бонусов, которые устанавливаются в процентах от прибыли компании. В конце года компания готовит план работы на будущий год, в котором оговаривает размер годовых бонусов. При утверждении корпорацией годового плана компании бонусы по итогом года распределяются между руководством и работниками компании. Для привлечения на временной основе высококлассных специалистов мирового уровня по реализации конкретных проектов компании устанавливают заработные платы таким специалистам в соответствии с уровнем мирового рынка труда, который во много раз превышают оплату труда руководства дочерних компаний и корпорации CITIC Group. Например, компания CITIC International Co. Ltd. для реализации инвестпроекта в США привлекла высококлассного специалиста из Великобритании, выплачивая ему 1500 долларов в день. Для сравнения официальная месячная заработная плата руководителя данной компании составляет порядка 6000 долларов.

Довольно широкое распространение практики экспорта строительных услуг стимулируется возможностью получения КНР ряда экономических дивидендов в виде: репатриации прибылей (после вычета налогов); экспорта оборудования и материалов, необходимых для осуществления проекта; экспорта услуг по страхованию, транспортировке, финансированию строительных объектов; репатриации части доходов специалистов, занятых на строительстве зарубежных объектов; дополнительных поставок товаров и услуг, необходимых для последую­щего функционирования и текущего ремонта построенных объектов.

Усилению позиций на зарубежном строительном рынке отечественных строительных и промышленных организаций, как показал анализ инновационного зарубежного и отечественного опыта, может способствовать только их консолидация (создание интегрированных компаний), которые могут продвигать на экспорт комплексные строительные услуги и строительную продукцию. Процессы глобализации экономики способствуют тому, что международная торговля строительными услугами и строительными материалами ведет к укрупнению поставщиков строительных услуг, формированию стратегических союзов и иным формам сотрудничества, позволяющим как расширить географический охват мировых рынков, так и повысить комплексность удовлетворения потребностей заказчиков. Число конкурирующих между собой строительных компаний на международных торгах зависит от многих факторов, и прежде всего от вида строительства.

В зарубежных странах практически отсутствуют строительные холдинги в чистом виде. Наиболее распространенными формами строительного холдинга являются: финансово-строительные и промышленно-строительные холдинги. Во всех этих вариантах образования холдингов присутствует определенная ключевая компетенция, позволяющая существовать холдингу на рынке и определяющая степень и место участия каждой строительной компании холдинга в получении прибыли.

Изученный инновационный зарубежный опыт свидетельствует, что для эффективной деятельности, в том числе на рынках зарубежных странах, отечественным строительным и монтажным холдингам следует в перспективе:

- создать представительства (филиалы) в странах-импортерах нашей строительной продукции с целью активизации поиска внешнеэкономических контрактов на строительство жилых и промышленных объектов;

- организовать стратегические альянсы со строительными компаниями КНР для участия в крупных международных строительных проектах.

- предоставлять помимо специализированных экспортных услуг (монтажные работы и др.) сопутствующие услуги по выбору отечественного оборудования, материалов для иностранных заказчиков (инвесторов);

В среднесрочной перспективе может активизироваться спрос, связанный с реконструкцией промышленных объектов, введенных в эксплуатацию в период инвестиционного бума 90-х годов XX века. Наиболее высокий уровень конъюнктуры на рынке строительных услуг, по оценкам зарубежных экспертов, в ближайшие 10 лет будет наблюдаться в странах Азии [1,2]. В странах Ближнего и Среднего Востока спрос на строительные услуги, по всей видимости, будет иметь относительно неустойчивый характер и во многом зависеть от колебаний конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Западноевропейский рынок строительных услуг останется крупнейшим по объему, хотя его удельный вес в общемировом объеме будет сокращаться. Рынки стран Центральной и Восточной Европы вырастут по объему, но останутся малозначимыми в глобальном масштабе. С учетом того, что значительная часть объектов инфраструктуры в европейских странах уже создана, основной объем сделок на рынке строительных услуг в странах Евросоюза будет связан с реструктуризацией материальных активов; в результате европейский рынок строительных услуг будет характеризоваться весьма медленным ростом и жесткой конкуренцией. Рынок строительных услуг в странах Северной Америки в среднесрочной перспективе будет развиваться под воздействием последствий кризиса в сфере ипотечного кредитования и глобального экономического кризиса; в долгосрочной - аналогично западноевропейскому.

К 2020г. объем мирового строительного рынка прогнозируется на уровне 12,7 трлн. долл. США, что должно составить порядка 14,6% мирового валового внутреннего продукта [1]. Таким образом, в ближайшие десять лет рынок вырастет на 70%. К числу наиболее динамичных рынков, по мнению экспертов, будут относиться рынки таких стран как КНР и Российская Федерация, Индия, Бразилия. По прогнозу объем строительного рынка Российской Федерации к 2020г. достигнет 335 млрд. долл. США.

В Республике Беларусь необходимо использование зарубежного опыта, в том числе Китайского, но только в определенных рамках, в целом можно отметить, что формирование холдингов в Республике Беларусь идет по собственному пути. Законодательная база деятельности государственных холдингов сформировалась и в целом удовлетворяет потребностям для ведения деятельности холдингов. Вместе с тем, следует отметить, что преимущества и потенциал корпоративных интегрированных структур в строительном комплексе можно реализовать лишь тогда, когда это действительно структуры, объединенные главной целью на основе соблюдения общих интересов их участников.

 

Литература:

1.                Global Construction 2020. / Global Construction Perspectives and Oxford Economics [Электронный ресурс]. - United Kingdom: C&R Printing Services, 2010 -Режим доступа: http://www.globalconstruction2020.com. - Дата доступа: 03.05.12

2.                The Top 225 International Contractors 2011 / ENR: Engineering News Record/ McGraw-Hill Companies, 2011. - Режим доступа: http://enr.construction.com/toplists/InternationalContractors/001-100.asp. - Дата доступа: 05.10.11

3.                The Top 225 International Contractors 2010 /ENR: Engineering News Record/ McGraw-Hill Companies. - US, 2010

 

Скачать статью в формате pdf можно  по ссылке

Официальный интернет-портал  Президента Республики Беларусь
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь
Комитет по науке и технологиям Республики Беларусь
Официальный сайт Комиссии таможенного союза